Пасха для всех христиан мира является самым священным праздником. В этот день они отмечают Светлое Христово Воскресенье. Этот праздник, однако, имеет более древнюю, чем христианство, традицию. Считается, что Пасха происходит от некого древнего праздника иудейских племен, которые по весне отмечали отел скота. Есть версии, согласно которым прародителем Пасхи был день начала жатвы у тех же иудейских племен. Современные евреи Пасху как таковую не отмечают, однако и у них есть похожий праздник Песах, когда они отмечают уход своего народа из Египта.
Для современных христиан праздник Пасхи – не только глубоко религиозное событие, наполненное особым смыслом, но также и хлебосольное застолье, готовятся к которому они начинают задолго до самого праздника.
Приготовление блюд для праздничного стола начинается традиционно в Чистый Четверг. В этот день было принято красить и расписывать яйца. Выкрашенные в разные цвета яйца укладывали на большое широкое блюдо, устланное мхом или проросшую зелень овса. В четверг также готовили пасху – традиционное блюдо из творога и сухофруктов, символизирующее Гроб Господен. Главное блюдо пасхального стола – куличи также пекли в четверг. Приготовление куличей должно было проходить в атмосфере, наполненной тишиной и благоденствием. Хозяйка перед тем, как ставить тесто, купалась, надевала новую одежду и, помолясь, принималась за дело.
Для пасхального стола на Руси было принято также выпекать фигурки из теста в форме птиц и животных. Особенно часто готовили выпечку в форме барашков. Они символизировали жертву, которую принес Сын Божий ради спасения всех людей мира.
Раньше первым блюдом, которым было принято разговляться в день Пасхи, были вовсе не куличи и не яйца, а овсяный кисель. Его также варили загодя, в Чистый Четверг.
На пасхальном столе могло быть больше 40 блюд – по числу дней Великого поста, предшествующего Пасхе. Это различные запеканки, жареное мясо, в основном телятина и баранина. Блюда из рыбы на Пасху в старину не подавали.
Для украшения праздничного пасхального стола использовали молодую зелень и цветы. В этом обычае четко просматриваются остатки языческих традиций. В православии украшение яркими цветами, а тем более травами никогда не считалось традиционным, более того, даже осуждалось церковью. Однако на Руси органично сплелись и языческие, и христианские традиции празднования прихода весны и Светлого Христова Воскресенья.