Если верить произведениям живописи, созданным за последнюю тысячу лет, то жители западных стран стали значительно больше есть. Такие выводы сделали братья Уонсинк, сотрудники престижных американских институтов и колледжей в ходе своего необычного исследования. Объяснить, каким образом увеличение аппетита связано с работами художников, они решили не зря.
Последняя тысяча лет, как оказалось, коренным образом изменила взгляды человечества на еду. Особенно изменения коснулись западной цивилизации. Если сравнить все картины, написанные за последнее тысячелетие, на которых присутствует еда, а именно это и сделали американские ученые, то можно сделать любопытнейшее умозаключение. Аппетит западного человека по сравнению с его предками десять веков назад возрос больше чем в половину. Если сравнивать образец классического искусства фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» с более поздними полотнами западных живописцев, то можно заметить, что увеличились порции еды, которые художники ставят на столы в своих работах. Так, например, Брайан и Крейг Уонсинк с помощью специальной программы определили процентное превосходство размеров тарелок и блюд на картинах второго тысячелетия с аналогичными объектами на произведениях живописи первой тысячи лет после рождения Христа. Тарелки стали больше на 66%, сами порции блюда – на 69%. Выросли даже куски хлеба на картинах – на 23%.
Кому-то может показаться странным, что ученые решили проводить подобные исследования, опираясь на такой странный и ненаучный материал, как картины. Ведь есть гораздо более объективные показатели, например, увеличение средней массы тела людей во втором тысячелетии по сравнению с первым. Однако вся проблема заключается в том, что эти данные в любом случае будут неточными, считают ученые. Потому как тысячу лет назад никто подобных замеров не производил о проблеме прожорливости человечества особо не задумывался. А вот живопись дает более-менее объективную картину того, какими были люди много лет назад, а кроме того, позволяет судить и об их нравах, и о гастрономическим предпочтениях. Так что если принять предположение о том, что искусство отражает реальность, то выводы ученых выглядят более чем логичными.